:

История Союзного государства

21 февраля 1995 года подписан Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. В этот же день Высшим Советом Сообщества принято решение об учреждении Дня единения народов Беларуси и России.

В Санкт-Петербурге 29 апреля 1996 года на встрече руководителей парламентов двух стран подписано Соглашение о создании Парламентского Собрания Сообщества России и Белоруссии. Местом нахождения его определена Москва, а представительства Парламентского Собрания в Республике Беларусь — город Минск.

Договор о Союзе Беларуси и России подписан президентами двух государств 2 апреля 1997 года.

В мае 1997 года Устав Союза Беларуси и России одобрен Высшим Советом Союза Беларуси и России. На этом же заседании утверждена Программа первоочередных действий по реализации Договора о Союзе. Парламенты Беларуси и России 10 июня 1997 года ратифицировали Договор о Союзе Беларуси и России и Устав Союза, которые вступили в силу 11 июня 1997 года. Руководящими органами Союза остались Высший Совет, Парламентское Собрание и Исполнительный Комитет.

Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, состоявшаяся 12 — 13 июня 1997 года, рассмотрела организационные и правовые вопросы преобразования Парламентского Собрания Сообщества в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. С решением указанных вопросов началось формирование союзных органов: образованы Пограничный комитет и Комитет по вопросам безопасности Союза Беларуси и России, подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации.

В декабре 1998 года президенты Республики Беларусь и Российской Федерации подписали Декларацию о дальнейшем единении России и Беларуси, а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования государств-союзников. Указанные документы явились конкретным шагом на пути осуществления реальной межгосударственной интеграции.

Договор о создании Союзного государства подписан 8 декабря 1999 года (вступил в силу 26 января 2000 года). Одновременно принята Программа действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации его положений. Для достижения целей единого государства, в соответствии с Договором, предусмотрено создание Высшего Государственного Совета, Парламента, Суда и Счетной палаты Союзного государства.

Высшим органом Союзного государства определен Высший Государственный Совет, в состав которого входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации.

Председателем Высшего Государственного Совета является один из глав государств-участников на основе ротации, если Стороны не договорились об ином. Первое заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства состоялось 26 января 2000 года.

В соответствии с Договором о создании Союзного государства (далее — Договор), вступившим в силу 26 января 2000 года, к органам Союзного государства Беларуси и России относятся Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд и Счетная палата.

Высший Государственный Совет Союзного государства

Высший Государственный Совет является высшим органом Союзного государства. В состав Высшего Государственного Совета входят главы государств, главы правительств, руководители палат парламентов государств-участников. Согласно Договору в заседаниях Высшего Государственного Совета участвуют Председатель Совета Министров, Председатели Палат Парламента, Председатель Суда Союзного государства.

Основные задачи

  • решает важнейшие вопросы развития Союзного государства;
  • образует в пределах своей компетенции органы Союзного государства, включая органы управления отраслевого и функционального характера;
  • назначает выборы в Палату Представителей Парламента Союзного государства;
  • утверждает бюджет Союзного государства, принятый Парламентом Союзного государства, и годовые отчеты о его исполнении;
  • утверждает международные договоры Союзного государства, ратифицированные Парламентом;
  • утверждает государственную символику Союзного государства;
  • определяет местопребывание органов Союзного государства;
  • заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета Министров о реализации принятых решений

Председатель Высшего Государственного Совета

В настоящее время Председателем Высшего Государственного Совета является Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко
  • организует работу Высшего Государственного Совета, председательствует на его заседаниях и подписывает принятые Высшим Государственным Советом акты, а также законы Союзного государства;
  • обращается к Парламенту с ежегодными посланиями о положении в Союзном государстве и основных направлениях его развития;
  • по поручению Высшего Государственного Совета ведет международные переговоры и подписывает от имени Союзного государства международные договоры, представляет Союзное государство в отношениях с иностранными государствами и международными организациями;
  • организует контроль над ходом реализации настоящего Договора и принимаемых Высшим Государственным Советом решений;
  • в пределах своих полномочий дает поручения Совету Министров Союзного государства;
  • по поручению Высшего Государственного Совета выполняет иные функции.

 

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Председателем Парламентского Собрания является Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Володин Вячеслав Викторович

Парламент Союзного государства является представительным и законодательным органом Союзного государства.

До формирования Парламента Союзного государства его функции выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Основные задачи

  • решает вопросы развития нормативно-правовой базы интеграции государств-участников в политической, правовой, экономической, социальной, экологической, гуманитарной и других областях;
  • одобряет проект Конституционного Акта Союзного государства;
  • принимает законы Союзного государства по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства;
  • принимает Основы законодательства Союзного государства по вопросам, отнесенным к совместному ведению Союзного государства и государств-участников;
  • вносит предложения по вопросам развития нормативно-правовой базы Союзного государства в органы Союзного государства;
  • содействует унификации законодательства государств-участников и вносит соответствующие предложения в органы государств-участников, обладающие правом законодательной инициативы;
  • обеспечивает взаимодействие парламентов государств-участников;
  • заслушивает ежегодные послания Высшего Государственного Совета о положении в Союзном государстве и об основных направлениях его развития;
  • заслушивает доклады и информации о деятельности Совета Министров Союзного государства;
  • принимает бюджет Союзного государства, заслушивает годовые и полугодовые отчеты о его исполнении;
  • утверждает отчет, заслушивает доклады и сообщения Счетной палаты Союзного государства;
  • ратифицирует международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства;
  • содействует обмену правовой информацией, участвует в создании единой информационно-правовой системы Союзного государства;
  • заключает соглашения о сотрудничестве с парламентами государств, не входящих в Союзное государство, и парламентскими организациями;
  • рассматривает предложения по вопросам присоединения к Союзному государству третьих государств, принимает соответствующие рекомендации, направляет их для утверждения в Высший Государственный Совет;
  • назначает по представлению Высшего Государственного Совета судей Суда Союзного государства;
  • утверждает по представлению Высшего Государственного Совета членов Комиссии по правам человека;
  • назначает по представлению Совета Министров членов Счетной палаты Союзного государства;
  • устанавливает символику Союзного государства;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с Договором и Регламентом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Совет Министров Союзного государства

Председателем Совета Министров Союзного государства является Председатель Правительства Российской Федерации Мишустин Михаил Владимирович

Совет Министров является исполнительным органом Союзного государства.

В Совет Министров входят Председатель Совета Министров, главы правительств, Государственный секретарь (на правах заместителя Председателя Совета Министров), министры иностранных дел, экономики и финансов государств-участников, руководители основных отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства.

На заседания Совета Министров могут приглашаться руководители центральных банков и министры государств-участников.

Функции Совета Министров, его состав, а также порядок его деятельности определяются Положением, утверждаемым Высшим Государственным Советом.

Государственный секретарь, руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства назначаются и освобождаются от должности Высшим Государственным Советом по представлению Председателя Совета Министров.

Совет Министров в соответствии со своей компетенцией, определенной настоящим Договором и решениями Высшего Государственного Совета, призван решать следующие задачи:

  • разрабатывать основные направления общей политики по вопросам развития Союзного государства и вносить их в Высший Государственный Совет для рассмотрения;
  • вносить в Высший Государственный Совет предложения по формированию отраслевых и функциональных органов Союзного государства и осуществлять руководство их деятельностью;
  • вносить в Парламент Союзного государства проекты союзных законов и Основ законодательства;
  • обеспечивать контроль над выполнением положений настоящего Договора, актов Союзного государства и при необходимости вносить мотивированные представления государствам-участникам в случае невыполнения обязательств, вытекающих из них;
  • разрабатывать и вносить в Парламент Союзного государства проект бюджета Союзного государства, обеспечивать исполнение бюджета, представлять Парламенту годовые и полугодовые отчеты об исполнении бюджета;
  • рассматривать отчеты и доклады Счетной палаты;
  • осуществлять управление собственностью Союзного государства;
  • обеспечивать создание и развитие единого экономического пространства, проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политики;
  • координировать процесс унификации законодательства государств-участников;
  • способствовать проведению согласованной политики государств-участников в международных делах, в сфере обороны, безопасности, обеспечения законности, прав и свобод граждан, обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, а также в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и охраны окружающей среды.

Совет Министров в пределах своей компетенции издает постановления, директивы и резолюции. Решение Совета Министров может быть приостановлено или отменено Высшим Государственным Советом.

Постоянный Комитет Союзного государства

  Государственным секретарем Союзного государства является Дмитрий Федорович Мезенцев

Постоянный Комитет Союзного государства является рабочим аппаратом Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства. Образован в соответствии с Договором о создании Союзного государства и Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. №13.

В своей деятельности Постоянный Комитет руководствуется Договором о создании Союзного государства, который подписан 8 декабря 1999 года президентами Российской Федерации и Республики Беларусь, а также Программой действий по реализации положений Договора, Статутом Высшего Государственного Совета Союзного государства, Положением о Совете Министров Союзного государства, иными нормативно-правовыми актами, национальными законодательствами государств-участников.

Постоянный Комитет организует реализацию положений Договора, разработку предложений по стратегии развития Союзного государства, координирует работу отраслевых и функциональных органов Союзного государства. Совместно с соответствующими органами государств-участников Союзного государства осуществляет предварительное рассмотрение программ, проектов и мероприятий Союзного государства, представляет заключения по ним в Совет Министров и информирует его о ходе их выполнения. Готовит для Совета Министров Союзного государства предложения по проектам законов Союзного государства, по унификации законодательств государств-участников. Формирует и вносит на рассмотрение Высшего Государственного Совета и Совета Министров проекты повестки их заседаний, планов работы. Постоянный Комитет обеспечивает взаимодействие Совета Министров Союзного государства с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России.

Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства. В состав Постоянного Комитета входят Государственный секретарь Союзного государства и четыре заместителя Госсекретаря. Два члена Постоянного Комитета представляют Белорусскую сторону, два члена – Российскую сторону. Постоянный Комитет подотчетен Совету Министров.

В 2021 году завершена работа по принятию белорусского-российского пакета интеграционных документов. 4 ноября 2021 г. подписан Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6, которым утверждены Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и 28 союзных программ, направленных на решение масштабных задач по укреплению российско-белорусской интеграции.

Мероприятия интеграционного пакета документов направлены на сближение макроэкономических политик двух государств, гармонизацию денежно-кредитной политики, валютного регулирования, законодательства в области обеспечения равного доступа к госзаказу и госзакупкам, формирование единых аграрной и промышленной политик, создание объединенных энергетических рынков, внедрение общих правил конкуренции и обеспечение равных прав потребителей.
 
В налоговой и таможенной сферах предусмотрено внедрение интегрированной системы администрирования косвенных налогов, создание совместного консультативного органа – Комитета Союзного государства по налоговым вопросам.

В таможенной сфере реализация соответствующей Союзной программы позволит расширить информационное взаимодействие таможенных служб в реальном времени, гармонизировать подходы к ведению статистики взаимной торговли, унифицировать систему категорирования участников внешнеэкономической деятельности и института уполномоченных экономических операторов, что обеспечит создание равных условий для ведения бизнеса.
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти