:

История комплекса зданий

Подлинной жемчужиной комплекса зданий Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации является дворец графа Н.П. Румянцева. Здание представляет собой интереснейший памятник русской архитектуры.

Строительство дома началось около 1780 года, в 1782 году он был уже отстроен.

Специалисты считают, что дом возводился по проекту великого русского зодчего В.И. Баженова. На его авторство указывает сходство планов этого дома с его собственным, а также с рядом царицынских построек. Некоторые фрагменты дворового фасада, в наибольшей степени сохранившего первоначальный вид, особенно близки творчеству этого знаменитого архитектора.

В 1774 году купец М.Р. Хлебников приобретает участок земли, принадлежавший ранее дочери губернского прокурора Ладыженской. Затем он покупает расположенное рядом владение тульского купца Ивана Пастухова, а год спустя, в 1779 году, присоединяет к своим владениям и земельный участок церкви Косьмы и Дамиана.

Большой каменный трехэтажный дом, построенный Хлебниковым, соответствует также чертежам в альбоме известного архитектора М.Ф. Казакова, что не исключает его участия в постройке дома как талантливого помощника и ученика В.И. Баженова.

В 1878 г. был заложен проезд и растесаны окна первого этажа.

Современный вид здания, с окнами по уличному фасаду, доходящими до цоколя, и дверными проемами, доведенными до тротуара, сложился к 1886 г. в результате целого ряда переделок (проект архитектора г. Кайзера).

Псевдобарочная отделка здания могла появиться в 60–70-х годах XIX в., но не позже 1874 г. Во второй половине XIX века на месте сада Румянцева был воздвигнут трехэтажный каменный корпус с квартирами — комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы.

Этот дом в 1793 году был куплен графом П.А. Румянцевым-Задунайским — фельдмаршалом, знаменитым полководцем, прославившимся в Семилетней, а затем в Турецкой войнах — 1770-е — 1790-е гг.

«Герой-стеснитель ратных строев, Перун Кагульских берегов», — так писал о П.А. Румянцеве-Задунайском А.С. Пушкин.

По желанию графа дом был расписан внутри картинами сражений русско-турецкой войны, в которых он участвовал. Возле дома был разбит сад.

После смерти графа дом по наследству перешел его сыну — графу Н.П. Румянцеву, известному государственному деятелю самых высоких рангов: министр коммерции, министр иностранных дел России, государственный канцлер, председатель государственного Совета, а впоследствии организатор и меценат русской науки, выдающийся собиратель российских древностей, фактический основатель Российской государственной библиотеки. Через 30 лет дом перешел во владение другому сыну — графу С.П. Румянцеву.

Рассказывает известная сказительница Е.Янькова: «Румянцевский дом на Покровке … там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец и, конечно, соскоблил и счистил все эти славные воспоминания. В 1864–1876 гг. другой купец Каулин уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы приспособили весь дом под квартиры и торговые помещения. Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в разное время перемен и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». («Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные ее внуком Д.Благово». СПБ, 1885, с. 506).

Н.П. Румянцев — колоритнейшая фигура в международной дипломатической, научной и культурной жизни Европы на рубеже XVIII–XIX веков заслуживает пристального внимания наших современников своим отношением к делам и славе Отечества.

В XVIII — начале XIX вв., когда здание принадлежало крупнейшему русскому полководцу того времени П.А. Румянцеву и его семье, частыми посетителями этого здания были Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, Н.И. Бантыш-Каменский, В.А. Жуковский, П.А. Вяземский и тот обширный круг деятелей русской культуры, с кем владелец дома и основатель Румянцевского музея Н.П. Румянцев поддерживал отношения.

После Румянцевых владение перешло в руки супруги генерала Дивова (1835–1839 гг. ), затем купца-раскольника Щеглова (1840–1843 гг. ), купцов Усачева (1844–1857 гг. ), Сапожникова (1858–1864 гг. ), Каулина (1864–1876 гг. ) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 годы. Тогда же дом был приспособлен под квартиры и торговые помещения.

В 1870-х годах в Румянцевском дворце помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, потом года четыре здесь квартировал один из видных железнодорожных деятелей — В.К. Фон-Мекк (руководитель строительства Казанской железной дороги).

В одной половине бельэтажа помещалась Городская аукционная контора, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитых вельмож и государственных деятелей конца XVIII начала XIX веков.

В советское время корпус с квартирами был надстроен еще двумя этажами. В этом корпусе вплоть до конца 60-х годов XX в. находились коммунальные квартиры, в одной из которых жил художник В.К. Коленда, автор ряда интересных работ об архитектурных памятниках Москвы.

Фасад здания за свою более чем 200-летнюю историю претерпел значительные изменения, но, несмотря на переделки, здание и сейчас представляет огромную ценность.

В результате натурных исследований, проведенных в 50-х годах, были определены первоначальные формы здания, которое является не только архитектурным, но и мемориальным памятником. Главный дом городской усадьбы XVII в. и его левый флигель сохранили богатое декоративное и скульптурное убранство середины ХIХ в., включившее в себя элементы первоначального декора. Типичная для XVIII в. композиция с закругленными углами, благодаря одинаково богатому декору главного фасада и боковых, разворачивает перед зрителем пластически насыщенную плоскость, обладающую определенной семантикой.

Скульптурные женские фигуры, оформляющие второй и третий этажи, на первый взгляд чисто декоративны, но это аллегорические изображения, символизирующие земледелие и скотоводство — на втором этаже, свободные художества — театр, пение, танец, архитектуру, живопись, музыку — на третьем (это легко понять, рассмотрев их атрибуты).

Обращают на себя внимание своеобразные капители каннелированных колонн между окнами второго парадного этажа, принадлежащие неведомому стилю. Металлические балконы — также атрибут эклектической декорации, как и массивный карниз с аттиком, поддерживаемый кронштейнами.

Высокое качество плана здания, принципы его композиции, включающие много сложных форм, в том числе круглую лестницу, объем которой выступает на дворовом фасаде, позволили выдвинуть предположение об авторстве В.И. Баженова.

Несмотря на весьма непродолжительную новейшую историю дипломатических отношений между Беларусью и Россией, старинный дворец на Маросейке стал свидетелем многих знаменательных событий, характеризующих развитие добрососедских отношений между двумя суверенными государствами и братскими славянскими народами.

В Голубом зале проходят международные встречи, симпозиумы, презентации, «круглые столы». Посольство посещают первые лица из руководства Российской Федерации (гостями были Борис Ельцин, Владимир Путин, Евгений Примаков, Геннадий Селезнев, Егор Строев), послы многих зарубежных стран, известные деятели культуры и искусства (Людмила Зыкина, Александра Пахмутова, Никита Михалков, Иосиф Кобзон, Татьяна Доронина, Евгений Матвеев, Надежда Бабкина, Элина Быстрицкая), художники (Александр Шилов, Валентин Сидоров), писатели (Валерий Ганичев, Петр Проскурин, Юрий Бондарев, Владимир Карпов), политики и общественные деятели, бизнесмены, ученые.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти