Совместная коллегия Минздравов России и Беларуси состоялась в Москве
13.12.2021 г.Совместная коллегия Минздравов России и Беларуси состоялась 13 декабря в Москве, сообщает пресс-служба Минздрава Беларуси. Участие в заседании приняли министры здравоохранения Михаил Мурашко и Дмитрий Пиневич, Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Семашко, начальник Главного управления контроля качества медицинской помощи, медицинских экспертиз, обращений граждан и юридических лиц Минздрава Беларуси Ирина Киреева и другие.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Семашко поблагодарил российскую сторону за налаживание производства вакцины «Спутник V» на базе белорусских предприятий, а также обозначил проблему взаимного признания сертификатов о вакцинации граждан Беларуси и России.
Основная тема коллегии – совершенствование системы контроля качества медицинской помощи. Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко во вступительном слове отметил, что системы здравоохранения России и Беларуси основаны на единых принципах и адаптированы к новым вызовам. Совместные коллегии Минздравов России и Беларуси проводятся с 2014 года, на них обсуждаются вопросы консолидации и координации деятельности систем здравоохранения в решении медико-демографических задач.
«Охрана здоровья граждан – важнейший приоритет государственной политики наших стран. В наши дни, когда динамично развивающиеся медицинские и фармацевтические науки позволяют нам решать медико-социальные задачи, совершенствование требований к качеству оказания медицинской помощи стало иметь одно из самых ведущих значений в системе здравоохранения», – отметил в своем выступлении Михаил Мурашко.
В рамках сотрудничества между Россией и Белоруссией стороны оказывают взаимную бесплатную медицинскую помощь гражданам, в том числе, при поддержке Комитета Союзного государства – гражданам, подвергнувшимся воздействию аварии на Чернобыльской АЭС. Развивается сотрудничество в образовательно-научной сфере, а также реализовывают совместный проект по разработке спинальных систем с использованием новых технологий в лечении детей с тяжелыми врожденными деформациями. «Тема внедрения информационных систем сегодня в приоритете. Архитектура построения, направленная на эффективное взаимодействие с пациентом, система поддержки принятия врачебных решений – все это является сегодня актуальным для систем здравоохранения наших стран», – добавил Михаил Мурашко, освещая повестку заседания.
Особое внимание в своем докладе он уделил контролю качества безопасности медицинской деятельности. Михаил Мурашко рассказал о трехуровневом контроле качества – государственный контроль, который осуществляет Росздравнадзор, ведомственный контроль, который осуществляют субъекты РФ в сфере здравоохранения (органы исполнительной власти) и внутренний контроль, который ведут государственные, муниципальные и частные медицинские организации.
В качестве инструментов улучшения качества Михаил Мурашко назвал внедрение бережливых технологий в медицинских организациях.
Особо министр здравоохранения России остановился на работе Информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, мониторингах – безопасности лекарственных препаратов и медизделий. Также Михаил Мурашко поделился с белорусскими коллегами разработанным в министерстве глобальным планом действий по обеспечению безопасности пациентов на 2021-2030 годы. По словам Михаила Мурашко, «выбор пациента – доверие, основанное на объективных данных».
В свою очередь министр здравоохранения Беларуси Дмитрий Пиневич рассказал о формировании системы управления качеством медицинской помощи в Беларуси. В своем докладе он отметил, что «в Республике Беларусь сеть организаций здравоохранения представлена республиканскими, областными, районными учреждениями. Проводится модернизация объектов здравоохранения, оснащение высокотехнологичным оборудованием. Активно развиваются межрайонные и межрегиональные центры – здесь сосредоточено современное оборудование, кадры и технологии и тем самым обеспечена доступность медицинской помощи всем слоям населения. Опорные больницы, в которых установлены КТ (МРТ), дают возможность покрыть всю площадь страны доступностью к нейровизуализации с радиусом 70 км – «золотой час».
Одной из визитных карточек системы здравоохранения Беларуси является развитие высокотехнологичной помощи. «Доступность кардиохирургических вмешательств (1693 на 1 млн жителей, на открытом сердце – 288 на 1 млн населения), операций по эндопротезированию крупных суставов (496 н 1 млн жителей) у нас достаточно высокая благодаря тому, что эти операции проводятся в каждом областном центре и в некоторых межрайонных. Мы имеем хорошие показатели 5-тилетней выживаемости при злокачественных новообразованиях также благодаря доступности онкологической помощи в регионах», – рассказал министр.
По количеству органных трансплантаций на 1 млн населения Беларусь является лидером не только на постсоветском пространстве, но и опережает многие европейские страны. В стране выполняется 50 трансплантаций на 1 млн. населения (в среднем по Европе – 55,9). Обычной практикой стали операции по трансплантации печени и сердца.
Одним из самых важных достижений белорусского здравоохранения является служба охраны материнства и детства. «У нас в стране законодательно закреплен приоритет оказания медпомощи матерям и детям, четко выстроенная разноуровневая система её оказания. Беларусь входит в 50 лучших стран мира по ведению беременности и по организации родов: 100% родовспоможений проходит в условиях стационара. Мы занимаем 25-ю позицию в рейтинге самых комфортных для материнства стран», – сказал Дмитрий Пиневич.
«Вместе с имеющимися успехами мы видим и определенные проблемы в системе здравоохранения. Мы понимаем, что уже просто широкой доступности медицинских услуг и наращивания высоких технологий недостаточно. Необходимо непрерывно повышать качество и безопасность медпомощи населению при эффективном использовании ресурсов», – сказал министр. По его словам, «именно поэтому 5 лет назад мы начали формировать свою национальную систему управления качеством, безусловно опираясь на мировой опыт, в том числе России».
Компонентами системы управления качеством в формирующейся системе Дмитрий Пиневич назвал – контроль качества медпомощи, лицензирование медицинской/фармацевтической деятельности, медицинская аккредитация, государственный контроль за изделиями медназначения и медтехники (производством, хранением, реализацией и качеством изделий), контроль качества лекарственных средств.
Как подчеркнул министр, «это уже в полной мере работающие звенья системы управления качеством медицинской помощи. На стадии внедрения в практику сейчас находится клинико-экономическая (фармакоэкономическая) экспертиза и разработка методики финансирования медпомощи по клинико-затратным группам».
Дмитрий Пиневич рассказал, что уже разработано нормативное обеспечение системы управления качеством медицинской помощи, выстроена структура – вертикаль контроля качества, ведется дальнейший набор и подготовка кадров, начата практическая реализация данного направления работы, уже есть определенные успехи.
«Если говорить о структуре, то у нас это – многоуровневая вертикаль контроля качества медпомощи, начиная от республиканского уровня заканчивая первичным уровнем в учреждениях здравоохранения. Уже завершено ее создание и определены ее организационные принципы. Республиканский уровень представлен Минздравом, в котором создано Главное управление контроля качества медицинской помощи, медицинских экспертиз, обращений граждан и юридических лиц», – сказал министр.
По словам Дмитрия Пиневича, «на сегодняшний день уже полным ходом идет работа по контролю качества медпомощи на всех уровнях. Отделы контроля качества на всех уровнях обязаны не только выявить недостатки или дефекты оказания медпомощи, но определить причины, которые к ним привели и, самое главное, выработать меры по устранению этих недостатков и предотвращению их впредь», – сказал он.
Как считает министр здравоохранения Республики Беларусь, системный подход к выявлению и устранению причин и условий, повлекших снижение качества медицинской помощи, а также комплексный анализ результатов экспертизы и оценки качества медицинской помощи позволяет более эффективно и целенаправленно управлять деятельностью организации здравоохранения.
На коллегии также были обсуждены вопросы подготовки медицинских специалистов и их допуск к профессиональной деятельности. Эти вопросы напрямую влияют на качество оказания медицинской помощи, а значит – крайне важны для руководителей систем здравоохранения. Основными докладчиками по данной теме определены заместитель министра здравоохранения России Татьяна Семенова и ректор Белорусской медицинской академии последипломного образования Алексей Чуканов. В своем докладе ректор БелМАПО рассказал, что «в Республике Беларусь оценка качества медицинской помощи и проведение медицинских экспертиз на первичном уровне возложены на врачебно-консультационные комиссии (ВКК) и медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК). Для включения в состав ВКК и МРЭК врач должен иметь квалификацию «врач-эксперт. Переподготовка врачей-специалистов по специальности «Медицинская экспертиза» осуществляется в БелМАПО на единственной Республике Беларусь кафедре медицинской экспертизы и оценки качества оказания медицинской помощи».
Также Алексей Чуканов рассказал, что «на базе кафедры медицинской экспертизы и оценки качества оказания медицинской помощи БелМАПО организованы курсы повышения квалификации, позволяющие обучить специалистов организаций здравоохранения основам проведения экспертизы качества медицинской помощи, оценки качества медицинской помощи на всех уровнях с использованием критериев оценки качества медицинской помощи, экспертизы качества медицинской помощи». Критерии утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.05.2021 № 55.
Образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов по вопросам проведения экспертизы качества медицинской помощи, оценки качества медпомощи реализуются также в четырех медицинских университетах и в Республиканской клинической стоматологической поликлинике.
Третий вопрос, который обсудили специалисты на совместной коллегии – национальные системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности. Свое видение данного процесса представили генеральный директор Национального института качества Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Игорь Иванов и директор Республиканского научно-практического центра медицинских технологий, информатизации, управления и экономики здравоохранения Минздрава Беларуси Дмитрий Рузанов. В своем выступлении Дмитрий Рузанов особо остановился на разработке в Республике Беларусь национальных стандартов аккредитации. Он отметил, что на законодательном уровне в стране закреплены понятия базовых и национальных стандартов медицинской аккредитации. По его словам, базовые стандарты содержат минимальные требования к организации здравоохранения, выполнение которых будет являться основой для обеспечения безопасности пациента. А национальные стандарты будут содержать больший объем требований к организациям здравоохранения. Цель разработки и применения национальных стандартов – формирование правовой основы для медицинской аккредитации организаций здравоохранения всех форм собственности и ведомственной подчиненности. Как отметил Дмитрий Рузанов, в планах – к 2025 году сертификация национальных стандартов аккредитации, программ подготовки экспертов и национального центра сертификации в Международном сообществе по качеству в здравоохранении (ISQua).
Также на заседании обсуждались вопросы взаимодействия между российским и белорусским научными центрами экспертиз по направлению клинических исследований вакцины «Спутник V» и развития ее производства на территории Республики Беларусь.
В рамках коллегии было подписано соглашение между НМИЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии Минздрава России и Республиканским научно-практическим центром детской онкологии, гематологии и иммунологии Республики Беларусь.